Top.Mail.Ru
Header Image

Ребенок берет чужие вещи без спроса: что делать

4.7

Содержание

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда дети берут чужие вещи без разрешения. Паника и стыд — первые эмоции, которые накрывают взрослых. Начинают терзать мысли о том, что воспитание пошло не по тому пути, что ребенок растет нечестным человеком. Но так ли страшно это явление на самом деле? В статье расскажем о корнях проблемы и о том, как с ней бороться.

Почему дети берут чужие вещи?

Профилактические меры

Детское воровство кардинально отличается от взрослого. Малыши до 4-5 лет вообще не понимают концепцию собственности. Для трехлетки все интересные предметы вокруг — потенциально его, они не делят мир на «мое» и «чужое», потому что эти категории еще не сформировались в их сознании.

Мозг дошкольника работает по принципу «здесь и сейчас». Увидел красивую вещь — захотел ее получить немедленно. Импульсивность в этом возрасте — биологическая норма, Области мозга, отвечающие за самоконтроль, планирование, формируются только к 6-7 годам. Дошкольники руководствуются простой логикой: «Хочу — беру». Они живут в моменте, не думают о последствиях, а абстрактные понятия вроде «чужое» и «свое» формируются постепенно через множество повторений и объяснений со стороны взрослых.

Школьники уже понимают правила, но могут нарушать их по другим причинам. Иногда дети берут чужое из-за сильного желания обладать красивой вещью. Социальное давление тоже играет роль — хочется быть не хуже других, иметь то, что есть у сверстников. Некоторые используют чужие вещи, как способ завоевать внимание или расположение одноклассников. Другие пытаются компенсировать недостаток любви, заботы дома. Третьи просто проверяют границы дозволенного и реакцию взрослых.

Воспитание честности начинается с мелочей в повседневной жизни. Следите за собственным поведением — дети копируют модели взрослых. Если родители берут лишние салфетки в кафе, опаздывают, просят соврать по телефону, то требовать от ребенка идеальной честности бессмысленно. Создайте в доме атмосферу открытости и доверия. Малыш должен знать, что может рассказать родителям о любой ситуации, не боясь жестокого наказания. Страх заставляет врать, скрывать проступки.

Обеспечьте разумные потребности в соответствии с возможностями семьи. Это не означает покупать все подряд, но базовые вещи — школьные принадлежности, игрушки по возрасту, одежда — должны быть в достаточном количестве.

Развивайте эмпатию через чтение книг, просмотр фильмов, обсуждение различных жизненных ситуаций. Спрашивайте: «Как ты думаешь, что чувствует этот персонаж?», «Что бы ты испытал на его месте?»

Работа с эмоциями

Учите зарабатывать желаемое. Система поощрений за хорошие поступки, выполнение обязанностей формирует правильное понимание того, что хорошие вещи нужно заслужить. Регулярно обсуждайте семейные ценности. Расскажите, что для вашей семьи важна честность, уважение к другим людям, ответственность за свои поступки. Дети должны понимать, на каких принципах строится жизнь семьи.

Как объяснить понятие собственности?

Часто за желанием взять чужое стоят сильные эмоции: зависть, обида, желание быть принятым, чувство неполноценности. Помогите ребенку их распознать и проговорить. Научите называть свои чувства словами. Когда он может сформулировать «Мне очень хочется эту игрушку» или «Я завидую, что у него есть такая красивая вещь», половина проблемы уже решена. Осознание эмоций — первый шаг к их контролю.

Не обесценивайте переживания фразами «Это ерунда» или «Не расстраивайся из-за пустяков». Для ребенка его желания, чувства очень важны. Лучше скажите: «Я понимаю, что ты очень хочешь эту вещь. Это нормальное чувство». Предлагайте альтернативные способы получить желаемое: попросить поиграть, попросить вас купить похожую вещь, обменяться игрушками на время, заработать деньги на покупку выполнением домашних дел.

Учите справляться с разочарованием. Объясните, что не все желания могут быть исполнены немедленно, и это нормально. Расскажите о своих переживаниях, когда вы тоже чего-то очень хотели, но не могли получить. Развивайте навыки эмоциональной регуляции через дыхательные упражнения, счет до десяти, переключение внимания на другие занятия. Эти техники помогут ребенку справляться с импульсами.

Что делать, если ребенок ворует?

Дети лучше всего учатся через личный опыт и постоянную практику. Начните с простых объяснений в домашней обстановке. Покажите, что у каждого члена семьи есть личные вещи, которые принадлежат только ему. Используйте повседневные ситуации для обучения. Каждый раз, когда ребенок хочет взять что-то чужое, проговаривайте алгоритм: сначала спросить разрешения, дождаться ответа, только потом брать или не брать вещь. Установите четкое правило: «Перед тем как взять чужую вещь, нужно спросить разрешения». Проговаривайте это правило регулярно, пока оно не станет автоматическим. Повторение — основа формирования привычек.

Развивайте понимание через ролевые игры. Меняйтесь местами: пусть ребенок побудет «владельцем» игрушки, а вы попросите ее «одолжить». Так он прочувствует ситуацию с другой стороны. Хвалите за честность, правильное поведение. Когда он сам признается, что взял чужое, или заранее спрашивает разрешения, обязательно отметьте его поступок. Положительное подкрепление работает эффективнее наказания.

Объясняйте не только правила, но и чувства людей. Расскажите, что происходит, когда человек не может найти свою вещь: он переживает, грустит, может даже заплакать. Развитие эмпатии — ключ к пониманию социальных норм.

Что делать, если застали на месте «преступления»?

Что делать, если ребенок ворует регулярно? Сначала разберитесь в причинах. Возможно, ему не хватает внимания, и он таким образом пытается его привлечь. Или он чувствует себя обделенным на фоне более обеспеченных сверстников.

Установите четкие последствия. Виновный должен вернуть взятое, извиниться. Если вещь испорчена или потеряна — возместить ущерб из своих карманных денег или выполнить дополнительные домашние обязанности. Но не делайте из него «воришку». Избегайте ярлыков, не рассказывайте о проступке всем родственникам. Это может закрепить негативную модель поведения.

Когда стоит беспокоиться?

Первое правило — сохранять спокойствие. Крики, обвинения, угрозы только напугают, заставят врать в будущем. Эмоциональная вспышка родителя может травмировать психику и разрушить доверительные отношения.

Присядьте на уровень ребенка, установите зрительный контакт и спокойным тоном выясните обстоятельства. Дайте ему возможность объяснить ситуацию своими словами. Возможно, он просто забыл вернуть вещь или думал, что берет на время. Избегайте прямых обвинений и вопросов-ловушек. Вместо «Ты украл эту игрушку?» лучше спросить: «Расскажи, как эта вещь оказалась у тебя». Такой подход снижает защитную реакцию, помогает быть более открытым. Объясните простыми словами понятие собственности и чувства других людей. Покажите связь между поступком и его последствиями. Расскажите, как расстраиваются люди, когда не могут найти свои вещи.

Если ребенок отрицает очевидное, не настаивайте на признании. Давление может привести к тому, что он начнет врать еще изощреннее. Сосредоточьтесь на решении проблемы, а не на получении признания вины. Обязательно организуйте возврат вещи и извинения. Это должно произойти в присутствии ребенка, чтобы он понимал серьезность ситуации, учился нести ответственность за свои поступки.


Список литературы

Единичные случаи в дошкольном возрасте — норма развития. Малыш экспериментирует с границами, изучает мир, социальные правила. Но есть красные флажки, которые требуют внимания:

  • Ребенок продолжает брать чужое после 7-8 лет, несмотря на объяснения;
  • Воровство становится регулярным, несмотря на объяснения, последствия;
  • Он врет, изобретает сложные истории, чтобы оправдать появление новых вещей;
  • Он агрессивно реагирует на попытки обсудить ситуацию
  • Крадет деньги у родителей или в школе;
  • Берет дорогие предметы, пытается их продать или обменять;
  • У семьи есть серьезные психологические или финансовые проблемы.

В таких случаях стоит обратиться к психологу. Он поможет разобраться в глубинных причинах поведения и предложит эффективные стратегии коррекции.

Рекомендуем

Похожие статьи

* Сироп Зайчонок занимает 1-ое место по объему аптечных продаж среди успокаивающих для детей с сентября 2017 по январь 2024 года, DMS Group, 2024 год.
Главная Каталог Успокаивающее ИММУНО Где купить